На связи Александр Гуськов.
Сегодня у нас 02 апреля 2020 года.
Я продолжаю освещать изменения в сфере госзакупок во время общероссийской самоизоляции населения и делать краткий обзор ситуации в 44-ФЗ, новостей и даю мое видение, к чему это все приведет.
Вчера я в первом обзоре показывал, что даже сейчас госзакупки не встали, проводятся тендеры и в них можно поучаствовать.
Вопрос, вообще хватит ли у государства денег, чтобы контракты оплачивать?
Многие люди сейчас опасаются, что из-за падения цен на нефть (сегодня российская нефть пробила "дно" и продается в минус!). Может ли быть такая ситуация, что денег в стране не будет, будет дефолт и государство не сможет отвечать по своим обязательствам?
На данный момент мое мнение следующее. Деньги на 2020 год всем госзаказчикам уже выделили. Я считаю, что никакого дефолта не будет.
У меня есть определенные основания думать. Во-первых, в нашей стране объем закупок по 44-ФЗ в 2019 году составлял примерно 9 триллионов рублей. В 2017 году было 7 трлн рублей, в 2018 - 8 трлн рублей.
Соответственно, даже если бюджет урежут, то он будет не меньше 7 трнл рублей точно на следующий 2021 год.
На текущий будет уже деньги есть.
Теперь, что происходило в нашей стране до кризиса.
В ноябре 2019 года Минфин отчитался, что профицит российского бюджета
составил 3 трлн рублей. Также, напомню, что президент был очень недоволен, что чиновники не потратили 1 триллион рублей, которые должны были потратить.
Также было официально заявлено, что России хватит ресурсов на выполнение всех обязательств на 6 (!) лет. В частности 14 марта 2020, чиновники буквально хвастались, что в запасах 144 (!) млрд долларов.
Кроме того, все понимают, что на изменившемся курсе валют в марте государству удалось заработать сверху еще 2,4 триллиона рублей.
Поэтому даже если брать самую негативную оценку, и будем предполагать, что все будет плохо, я, конечно, не думаю, что хватит на 6 лет. Но на два года точно хватит ресурсов.
Деньги есть и здесь волноваться не стоит.
Второй момент.
Очень скоро заработают новые изменения в 44-ФЗ. Там на самом деле довольно большой список изменений. Я расскажу только про те, которые касаются тех, кто продает сейчас государству.
Заказчикам по соглашению сторон разрешили изменять сроки поставки и цены закупок.
Я считаю, это хорошие изменения. Например, один из моих выпускников сейчас
поставляет халаты в поликлинику. Когда объявили нерабочие дни, он не смог их привести во время, потому что производство этих халатов ушло на карантин.
Он готов все привезти на следующей неделе, но заказчик отвечает: "С одной стороны это форс-мажор, с другой стороны - мы боимся проверок, так как просто так менять сроки исполнения контракта нельзя. Конечно тебя подождем, неустойку накинем..." Так вот теперь этого не будет: заказчики смогут спокойно изменять сроки выполнения контракта и никаких неустоек начисляться не будет.
Следующая хорошая новость, которая тоже следует из новых документов.
Тендеры для субъектов малого предпринимательства (СМП)
На усмотрение заказчика можно будет проводить тендеры среди СМП без обеспечения исполнения контракта и без обеспечения гарантийных обязательств.
Соответственно, в себестоимость каждого тендера можно будет закладывать меньше обязательных расходов.
Торги будут еще более доступны для совсем малых бизнесов и стартапов, которым ранее приходилось замораживать живые деньги на расчетном счете заказчика сумму обеспечения.
Региональные новости
В Севастополе решили осуществлять закупки по особым правилам, в обход всех норм 44-ФЗ. Напрямую, без тендеров вообще.
Мое мнение по вопросу, не коснется ли этот подход всех остальных регионов России. Система госзакупок была введена в государстве, чтобы оно экономило деньги на каждой закупке. Когда идет покупка напрямую, всякая экономия идет лесом, уж простите. При таком подходе на два года не хватит точно. Поэтому, уверен, что по всей стране такого делать не будут.
Почему это сделали в Севастополе? Мое мнение. Это новый регион в составе Российской Федерации и люди там работали всю жизнь по другим законам.
Для них 44-ФЗ был полным шоком и, понятное дело, что люди до сих пор не
перестроились. Видимо, возникла вероятность того, что в карантин там закупки вообще встанут. Поэтому на чаше весов была экономия бюджетных средств с
одной стороны и в принципе ступор работы всего Крыма с другой стороны.
Конечно, лучше пускай все работает, даже при очевидном перерасходе бюджета, но по крайней мере, все будет работать.
Я не думаю, что в России в других регионах случится нечто похожее. В регионах 44-ФЗ соблюдается и работает.
Еще одна хорошая новость
Рассмотрение жалоб федеральной антимонопольной службой будет проходить удаленно. Жалобы в ФАС - весьма эффективный инструмент борьбы с перерасходом средств бюджета. Примеров, когда заказчики, например, ограничивали заход в конкретный тендер, готовя хитрые техзадания, которые позволяли участвовать только одной конкретной компании, всегда была масса. И только жалобы в ФАС, поданные грамотно и вовремя, спасали ситуацию, и позволяли в последствии заходить в тендер большему количеству конкурентов.
Все жалобы и так сейчас подаются электронно. Я сам пишу жалобы на заточенные ТЗ, сидя в этом же кресле, и подаю их по электронной почте.
Но само рассмотрение жалобы, то есть заседание комиссии ФАС, всегда проводилось очно, по месту нахождения заказчика.
Теперь же жалобы по крупным тендерам будут рассматриваться удаленно.
И в условиях эпидемии, я думаю, это абсолютно правильное решение.
Работа ФАС не остановится. Жалобы будут рассматриваться также эффективно. Система контроля, которая очень важна в текущих обстоятельствах, не встанет колом.
Что касается поставщиков
Я наблюдаю за чатом нашего Сообщества. В нем сейчас почти 400 участников тендеров из 89 городов России. Ситуация следующая. За очень редким исключением, поставки идут, отгрузки осуществляются, заказчики принимают товар и нормально оплачивают.
Такова ситуация на 1-2 апреля 2020. Есть в некоторых случаях ситуации, когда
перекрывают проезд и получается, что нельзя поставить товар какому-то учреждению. Но пока что это больше исключение, чем правило. В основном все идет нормально.
Мои соображения по поводу карантина (точнее его юридического отсутствия)
Я думаю, что наше государство до упора будет играть в кошки-мышки. И не будет выводить карантин вместо придуманного на ходу режима "самоизоляции", чтобы не платить компенсации никому, как это должно делаться в условиях реального карантина. С одной стороны какая-то часть населения будет сидеть дома и ничего не делать. Это, безусловно, сдержит эпидемию. А с другой стороны все-таки поставки в госучреждения будут продолжаться, потому, что если их не будет, больницы, прокуратура, ФАС и вообще все гос.структуры, которые есть в нашей стране встанут.
В итоге, уверен, что карантин де-юро до упора не будет водиться. Но никакие жесткие ограничительные меры для гос.поставщиков не примут. Если их все-таки и ведут, наверняка останется какая-то особая категория заказчиков, типа больниц, полиции и подобн., поставки которым не прекратятся даже в самый жуткий карантин.
С уважением к Вам и Вашему делу,
Александр Гуськов
31/03/2020 я провел живой 4-часовой вебинар для тех, кто хочет зарабатывать на поставках государству - прямо сейчас!!! в карантин!!! в коронавирус!!!
Вебинар уже в записи - стоимость комплекта 1999р
Оплата по ссылке
В комплект входит:
электронная книга А.Гуськова (100% актуальный бестселлер по теме тендеров с 2016 года - идеальная книга для изучения старта бизнеса на тендерах)
2 бонусных вебинара по регистрации бизнеса на тендерах
Ссылка регистрацию на следующий живой вебинар по старту тендерных продаж с нуля - 14 апреля 2020 (13-00 мск)
Коллеги!
На моем канале youtube полезные видео для начинающих участников тендеров в период всеобщей самоизоляции решено выпускать каждый день!
Первое видео вышло 01 апреля 2020, на следующий день после старта самоизоляции в Москве.
Прошу внимательно посмотреть видео и прислать комментарии под видео!
Буду рад позитивной критике и предложениям :)