ПЕРВЫЙ ТЕНДЕРНЫЙ: Участие в торгах и тендерах

Новые требования к участникам торгов в 2022 году

Что изменилось в законодательстве в 2022 году и на что следует обратить внимание участникам тендеров и госзакупок
Error get alias
В соответствии с ч.2 ст.31 44-ФЗ Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров/работ/услуг. Это постановление  действовало до 2022 года, но с 1 января 2022 года в силу вступает дополнение - ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ. Здесь мы обсудим то, что изменилось в действующем постановлении и на что стоит обратить внимание в дополнении в ч. 2 ст. 31. 44-ФЗ (ч.2.1 ст. 31 44-ФЗ)
Дополнительные требования к участникам закупок в ч.2 ст. 31 могут относиться к наличию у участника финансовых ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании: оборудования и прочих материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, а также необходимого количества специалистов или работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

То, что касается финансовых ресурсов - тут все осталось без изменений. Изменились требования к наличию и подтверждению опыта
До января 2022 года действовало постановление Правительства РФ от 04.02.2015 года №99, которое в настоящее время утратило силу. Согласно этому постановлению опыт подтверждался исполненными контрактами за последние три года до даты подачи заявки. Как правило, нужен был один контракт с определенной суммой, которая соотносилась бы с начальной максимальной ценой, в котором мы принимали участие. Чтобы подтвердить опыт, сумма исполненного контракта должна была быть порядка 20%.

В самом постановлении не было отсылки на реестр контрактов по 44-ФЗ, то есть опыт можно было подтвердить любыми контрактами в ходе обычной хозяйственной деятельности и приложением копии актов. На данный момент это постановление утратило силу.
С 1 января вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.12.2021 года № 2571. Оно более объемное, здесь много тонкостей и нюансов, но мы обратим внимание на ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.

Постановление применяется ко всем конкурентным закупкам. Закупки с доп. требованиями классифицировали по сферам деятельности и представили перечень. К ним относятся закупки в сфере:
  • Культуры и культурного наследия
  • Градостроительной деятельности
  • Дорожной деятельности
  • Обороны и безопасности государства
  • Использование атомной энергии
  • Здравоохранения
  • Образования и науки
В каждом из этих направлений определили типы товаров/работ/услуг при закупках которых участникам предъявляют доп. требования
Информация и документы, к которым предъявляются эти доп. требования:

  1. Номера реестровых записей из реестров контрактов и реестров договоров по 223-ФЗ, если эти сведения включаются в реестр.
  2. Выписка из реестров контрактов с гостайной, если проводятся закрытые закупки.
  3. Исполненный контракт либо договор по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также акт приемки.
  4. В отдельных случаях - выписка из ЕГРН и справка об отсутствии судимости у руководителя и бухгалтера.
Это весь перечень документов для подтверждения опыта у участников закупок. Эта информация есть открытом доступе и по каждому блоку ТРУ, к которым применяются доп. требования, эта информация есть. Любой участник может с ней ознакомиться. 
Наличие подобного опыта подтверждается за последние 5 лет до подачи заявки с учетом правопреемства. То есть вы можете подтвердить опыт контрактом, исполненным вашим предшественником.
Ранее нужно было подтверждать 3-летний опыт.
По новому постановлению участники подтверждают опыт 5-ти лет.
Важный момент: приоритетной является информация, которая находится в ЕИС. То есть если вы подгружаете в подтверждение опыта соответствующие документы и акты, но есть расхождение с информацией сайта ЕИС, то приоритет будет за официальным источником.
Как и раньше, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, должен направить оператору электронный документ (либо его копию), который предусмотрен данным постановлением. Это прописано в ч. 12 ст. 24.2
После отправки этой информации будет принято решение в течение пяти рабочих дней о размещении этих документов в реестре (либо об отказе в размещении). В случае отказа оператор указывает причину и это дает возможность участнику скорректировать документ и подать повторно.
В случае если отправленные документы отсутствуют в ЕИС, участник не допускается к закупке, к которой предъявлены доп. требования.
Эта информация должна быть размещена на площадке до подачи заявки, иначе участник не допускается к закупке
Дополнение к основной статье с 1 января 2022 года (ч. 2.1 ст. 31)
В случае проведения конкурентной закупки с начальной максимальной ценой 20 млн и выше, то заказчик обязан установить требование о наличии у участника закупки опыта выполнения контракта либо договора по 223-ФЗ за последние 3 года до подачи заявки не менее 20%. Это универсальная предквалификация, которая отсеивает участников без опыта.

Подтверждающий контракт либо договор должны быть исполнены и по нему должны быть исполнены уплата неустоек, штрафов и пеней
Это говорит о том, что нарушения в исполнении контракта допустимы - главное, чтобы штрафы и неустойки были погашены.
На что обратить внимание
Для подтверждения опыта подойдет любой контракт, исполненный в ходе обычной хозяйственной деятельности либо договор, заключенный в соответствии с 223-ФЗ. Допустимы контракты по 44-ФЗ, 223-ФЗ или обычные контракты.

Пункт о правопреемстве указывает на то, что если имела место реорганизация юр. лица, то можно использовать для подтверждения контракты, которые были исполнены ранее действующим юр. лицом.

Согласно ч. 2.1 ст. 31 ранее исполненный контракт необязательно должен быть аналогичен предмету закупки, на которую подается заявка. Можно предоставить сведения о любом контракте.

Дополнительные требования к наличию опыта в ч. 2.1 устанавливаются за исключением случаев проведения закупок отдельных видов ТРУ, в отношении которых установлены доп. требования в соответствии с ч. 2 ст.31. Это указывает на то, что требования ч. 2.1 не пересекаются с доп. требованиями ч. 2 и применяются отдельно.
Можно сделать вывод, что ч. 2.1 ст. 31 это больше универсальная предквалификация с начальной максимальной ценой 20 млн. рублей.
А ч. 2 используется при закупке определенных видов ТРУ, которые предусмотрены постановлением правительства №2571

Еще